Call Close
Напишите здесь номер телефона и мы вам перезвоним
Вы можете и сами нам позвонить:
+7 964 387 1895
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Write Close
Close
Есть вопросы?
Задавайте:
Я согласен с политикой конфиденциальности

Также наши телефоны:
+7 964 387 1895
+7 (812) 703 6324
ШКОЛА КАПИТАНОВ
Подготовка капитанов парусных яхт
Морские походы под парусом
Школа Капитанов - обучение яхтингу - морские походы под парусом

Парусные суда вымышленных миров

несколько лет назад ко мне обратился писатель романов в стиле фэнтези, с просьбой дать консультацию по поводу типов судов, плавающих в вымышленных мирах.
Сел писать ответ и увлекся.
Небольшие соображения по поводу мореходного исскуства в выдуманых мирах.

Прежде чем рассматривать детально тип судна, который мог бы использоваться в некоем отвлеченном вымышленном пространстве, нужно отметить, что в известном нам мире исскуство мореплавания, и в том числе исскуство постройки мореходных типов судов, насчитывает несколько тысячелетий. Во всяком случае, достаточно развитые и регулярные морские перевозки существовали во времена расцвета Ниневии (1 тыс. лет до нашей эры), о чем говорит следующей текст из Ветхого Завета:
"И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис (совр. Кадис) от лица Господня, и пришел в Иоппию (совр. Яффа), и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис."
От Кадиса до Яффы 4000 км...
Финикийское торговое судно. Высокий борт, бушприт, развитый стоячий такелаж. Каким инструментом они его сделали? Чем сколачивал доски - ит.п.
Также, по свидетельству Геродота, некими финикийцами в 600 году до нашей эры было
совершено плавание вокруг Африки с огибанием мыса Доброй Надежды, достижение, которое португальцы смогли повторить лишь в 15 веке.
Таким образом, обращаясь к исскуству мореплавания, мы сразу должны отдавать себе
отчет что мы будем касаться тысячелетней истории развития технологий, опыта постройки,
изобретений и открытий, густо замешеных на традициях, предрассудках и суевериях.
Современная реконструкция. Представляет из себя, в основном, фантазии современных строителей, навеянных голливудскими штампами.

Окидывая взглядом всю известную нам историю мореплавания, я бы выделил несколько интересных исторических островных государств, в каждом из которых были, разумеется, и свои типы судов.

Во первых, это Древняя Греция, времен троянской войны и похода Аргонавтов (Бронзовый век).

Уровень технологий тех времен позволял строить небольшие и относительно слабо мореходные корабли. Известно, что навигация в то время осуществлялась в основном в светлое время суток, в то время как на ночь суда вытаскивали на сушу. Как правило, это были весельные суда, со вспомогательным парусным вооружением. Парусное вооружение состояло из одной мачты с одним большим прямым парусом. Данный тип парусного вооружения не позволял ходить против ветра, возможно, что угол к попутному ветру можно было держать около 45 градусов (называется в полный бакштаг). Мне неизвестно, из какого материала изготавливался в то время парус, возможно из шерсти. То что парус возможно было окрасить, причем в весьма широкой цветовой гамме, свидетельствует миф о Тесее. Бегучий и стоячий такелаж делали из растительных волокон, и возможно, из кожи.

Важным моментом считаю, что греки уже в то время изобрели весла с уключинами, что в полной мере позволяло реализовать силу гребцов.

Хочу отметить, что Средиземное море - весьма бурное и своенравное, что откладывало отпечаток на ритуалы связаные с успешным плаванием, приметы и проч. Также, для управлением теми судами использовался как правило многочисленный экипаж. Но это - только самое начало мореплавания, так сказать самые истоки его.

Ко времени античной Греции исскуство постройки судов значительно усовершенствовалось, появились многопалубные суда, очень маневренные и боеспособные, что позволило разбить огромный флот персов в битве при Саломине. Но наряду с военными кораблями (знаменитые триремы - но мы о сих пор не знаем что это за тип судна), в то время наверняка существовали и небольшие рыбачьи лодки и торговые суда. Так как большое количество гребцов для таких посудин экономически невыгодно, то управлялись они немногочисленым экипажем. Однако, это не два - три человека - я думаю экономически выгодное по водоизмещению торговое судно длиной 15 - 20 метров требовало для своего управления не менее 10 - 20 человек.

Парус из современных материалов, а так в принципе похоже на каменный век
Совершенно иной подход показывают полинезийцы — эти жили в каменном веке еще 200 лет назад, при этом совершали океанские переходы. Именно в Полинезии был изобретен тип судна — катамаран — из двух скрепленных собой лодок. Крайне скудные ресурсы на атоллах, но в то же время благоприятный климат и предсказуемые погодные условия привели к изобретению крайне легких, быстрых и управляемых лодок. Применялись разнообразные типы парусного вооружения, паруса изготовлялись из плетеных циновок. Полинезийцы могли ходить против ветра, однако грузоподъемность их лодок была невелика.

Кое - где и до сих пор плавает .
Еще одна интересная линия развития парусных судов — это средневековые островные империи Юго-Восточной Азии. Там развился своеобразный тип парусного судна, который сохранился до наших дней как китайская джонка. Паруса также изготавливались из плетеных циновок, причем сами суда и парусное вооружение достигали коллосальных размеров. Но это — благодаря чрезвычайно спокойному морю, эквариториальным штилям и отсутствию волнения. И, кстати, до середины 20 — го века на таких джонках плавали — и перевозили грузы — весьма немногочисленные экипажи. Но такое возможно только в спокойных морях.

Подытоживая все вышеизложеное, я бы хотел остановиться на следующих выводах:

 — Материалом для мореходных парусных судов во все времена служило дерево. Плетеные из тростника лодки это все-таки экзотические и очень спорные предположения.

 — Тип парусного вооружения будет определяться общим развитием технологии, причем для мореплавания будет использована самая прогрессивная технология из всех доступных. Так было всегда — и сейчас — достаточно посмотреть на современные парусные яхты.

 — Также тип парусного вооружения и вообще тип судна будет определяться условиями климатической зоны.

 — Чем более суровый климат — тем более прогрессивный тип судна будет создан культурой. В раннем средневековье несомненными лидерами были пресловутые викинги. Греки победили персов на море из-за сурового Эгейского моря, португальцы приплыли через океан вокруг мыса бурь и победили арабов с индусами и индонезийцами.

Поэтому, прежде чем предлагать какой либо из доступных типов парусного судна, нужно знать некоторые особенности вымышленного мира:

 — Какой это век — бронза, или железо. Насколько возможно в этом мире изготовить прочную железную вещь весом более 10 кг, винт с резьбой, храповой механизм, железную цепь, зубчатые колеса и т. д. Изобретения всех этих предметов и технологий в свое время дало огромный толчок мореплаванию и конструкциям кораблей.

 — Из чего шьют паруса? Из чего будут веревки? Например, достоверно известно, что викинги изготавливали свои паруса из шерсти. Из чего были сделаны паруса в античной Греции, мы достоверно не знаем.

 — Какой климат господствует на море. Есть ли смена сезонов? Какой это климатический пояс? Бывает ли сезон штормов, когда навигация невозможна?

— Наличие магнитного поля на планете. По некоторым гипотезам, магнитным полем мы обязаны жидкому ядру планеты, которое, в свою очередь, сохраняется жидким из-за наличия массивного спутника (т.е. Луны). А, например, сильнейшие магнитные бури на спутниках Юпитера и красных карликов -врятли сделают возможным применение магнитных компасов.

— У греков, например, для названия ветра использовалось куча слов, как у чукчей отсутствует слово снег в принципе.

— Возможно ли свободное мореплавание или пираты сразу ограбят? Как регулируется мореплавание, существуют ли торговые союзы, и проч.

Хочу отметить, что по настоящему хороших произведений, более-менее адекватно описывающих реалии мореплвания немного. Эталон в этой области - Р.Л. Стивенсон. А, например, Саббатини это яростный дилетант с кучей ляпов.
Как видно, чтобы не выглядеть полным профаном и по настоящему правдоподобно описать тип судна, на котором бороздят просторы вымышленые расы на придуманых планетах, требуется учесть множество нюансов, изобразить историю, развитие технологий, изменения климата и много всего еще. Поэтому современным графоманам я посоветую просто воспользоваться магией и понаставить телепортов по всей планете. Так будет правдоподобнее, и заморочек поменьше - нажал на кнопку - и дома...
Смотрите также
учебные материалы, интересные статьи и отчеты о походах
Смотрите также
учебные материалы, интересные статьи и отчеты о походах
Ближайшие мероприятия
парусные экспедиции, регаты, учебные походы
Ближайшие мероприятия
парусные экспедиции, регаты, учебные походы

This is alias block. Please set block ID