Call Close
Напишите здесь номер телефона и мы вам перезвоним
Вы можете и сами нам позвонить:
+7 964 387 1895
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Write Close
Close
Есть вопросы?
Задавайте:
Я согласен с политикой конфиденциальности

Также наши телефоны:
+7 964 387 1895
+7 (812) 703 6324
ШКОЛА КАПИТАНОВ
Подготовка капитанов парусных яхт
Морские походы под парусом
Школа Капитанов - обучение яхтингу - морские походы под парусом

Что нужно знать и уметь, впервые отправляясь в путешествие на парусной яхте

В наших путешествиях нет пассажиров — все участники похода — экипаж яхты
В наших путешествиях на борту нет пассажиров — все участники похода — экипаж яхты. Поэтому на каждого из нас ложится круг обязанностей в зависимости от опыта и нашей роли в экипаже.
Основные обязанности, которые выполняют матросы на яхте — это помощь при швартовке, работа с парусами, вахты на руле.
Обычно проблемы у новичков возникают в начале из-за незнания основных терминов и названий, но для начинающих знать нужно совсем немного.

Основные части парусной яхты

У яхты различают следующие части:
Нос
Корма - задняя часть
Бак - палуба впереди мачты
Кокпит - углубление в палубе, обычно в корме, где все и сидят
Релинги -металлические конструкции из труб на носу и корме яхты, ограждающие палубу и кокпит.
Леера - ограждения палубы из троса. По правилам должно быть два ряда лееров - верхний и нижний.

Диаметральная плоскость - вертикальная плоскость, которая делит яхту пополам, на правый и левый борт.
Борта - правый и левый. Правый борт - справа по направлению движения, левый - слева. Названия бортов не меняется, в каком бы положении вы не находились - спиной вперед, на берегу, вверх ногами и проч, правый борт всегда правый, а левый - левый.
Яхта, вид с кормы. Виден кокпит. Эта яхта идет левым галсом в бакштаг под гротом и спинакером
Яхта вид с носа, виден бак
Яхта, вид с носа. Палуба впереди мачты называется бак, обратите внимание, на нем для удобства экипажа нет ничего лишнего.

Металлические поручни на носу называются релинги, от них по бортам яхты идут леера, укрепленные на леерных стойках

Работа экипажа яхты на швартовке

Швартовка - это процедура «парковки» яхты к причальному месту. (никогда не говорите слово "парковать яхту" при заправских моряках! Это опасно для психики - этих моряков...)
Швартовка и отход яхты - довольно ответственные процедуры, и тут многое зависит от слаженных действий всей команды.
Различают швартовку бортом (заправские моряки называют швартовка лагом), швартовку кормой и швартовку носом.

Процедуру швартовки и отхода капитан подробно объясняет матросам до начала маневра, объясняет каждому члену экипажа его действия.

Яхта привязывается к берегу веревками (концами), которые называются швартовыми.
Как крепить швартовы - это лучше осваивать на практике, важно знать, как называются части швартового оборудования.

Для предотвращения удара и смягчения касаний яхты со стенками или бортами других яхт служат кранцы. Обычно при подходе или отходе один из членов команды держит один кранец в руках за веревку, чтобы вовремя подставить его под нужное место. Не пытайтесь смягчить касание, подставляя ноги и руки - это может кончиться травмой.
Кранцы на борту яхты
Кранцы привязывают к леерам

Работа экипажа при постановке и уборке парусов

Матрос должен знать основные понятия и названия парусов, рангоута, бегучего и стоячего такелажа
Матрос должен знать основные понятия и названия парусов, рангоута, бегучего и стоячего такелажа.

Такелаж — это веревки и тросы для поддержания и управления рангоутом и парусами.
Различают стоячий такелаж — это стальные тросы, которые удерживают мачту, и бегучий такелаж — с его помощью управляют парусами.

Рангоут — это мачта яхты и гик. В общем, запомните — рангоут — это все что твердое, такелаж — мягкое.

Передний парус на яхте называется стаксель, парус, который ставится за мачтой — грот. Бывают еще всевозможные дополнительные паруса — спинакер, геннакер и т. п., но о них новичку знать необязательно.

Паруса имеют треугольную форму, каждый угол имеет название в соответствии с той снастью, к которой крепится угол.
Верхний угол паруса называется фаловый угол, управляют им при помощи фала.

Нижний передний угол — галсовый, снасть для управления — галс.

Задний угол паруса называется шкотовый угол, им управляют при помощи шкота.

Стороны паруса называются шкаторины. Различают переднюю, задную и нижнию шкаторину паруса.

Основное требование к квалифицированному матросу — знать и уметь отличать все эти (и другие) части бегучего такелажа.

Основные термины, которые относятся к бегучему и стоячему такелажу:

Добрать - вытянуть, натянуть, (например шкот)
Потравить - наоборот, ослабить натяжение. Если вы альпинист, то синоним этого слова "выдать".
Отдать - полностью ослабить, отвязать (например - отдать швартовы).
Заложить - прикрепить конец.
Коренной конец - это закрепленный конец снасти, (например, шкот на шкотовом угле паруса).
Ходовой конец - свободный конец снасти, противоположный коренному.
Направления в море, положение яхты относительно ветра
У яхты, как вы уже знаете, два борта — правый и левый. Но иногда удобно называть борта по направлениею ветра.
Борт, в который дует ветер, называется наветренный, противоположный — подветренный. Перемещаться по яхте нужно, как правило, по наветренному борту, при крене он будет выше подветренного. Выкидывать мусор или стряхивать пепел с сигарет нужно с подветренного борта.

Определенные положения яхты относительно ветра называются галсом яхты. Не путайте с галсом, которым привязывают (закладывают) передний угол паруса.

Если ветер дует прямо в нос яхты (яхта стоит носом против ветра) — это левентик.
Если ветер дует прямо в корму — это курс фордевинд (не путать с поворотом фордевинд, о котором чуть дальше).
Если ветер дует прямо в борт, под прямым углом — это галфинд.
Курс от галфинда до фордевинда (то есть когда ветер дует немного сбоку в сзади) — бакштаг.
Курс от галфинда до левентика, когда ветер дует немногу сбоку и навстречу, называется бейдевинд.

Ветер может дуть в правый или левый борт. Если он дует в правый борт, то говорят, что яхта идет правым галсом, если в левый, то левым галсом.
Маневры под парусами
Предположим, что яхте нужно повернуть, изменить свой курс так, чтобы ветер стал дуть не в правый, а в левый борт. (это называется сменить галс - в этом случае правый на левый). Яхта начнет поворачивать и в результате пересечет линию ветра, при этом ветер будет дуть в другой борт.
Если при этом маневре яхта ненадолго встанет носом против ветра, то этот поворот будет называться поворот оверштаг, если яхта подставит ветру корму, то такой поворот называется поворот фордевинд.

В основном, это все понятия, которые необходимо освоить новичку, для того чтобы подготовиться к первому выходу в море.

Но для того, чтобы по настоящему быть полезным экипажу и порадовать капитана, необходимо научиться вязать морские узлы. Из всего многообразия морсих узлов (а их около шестисот) для начала нужно выучить всего четыре - пять узлов. Способы их вязания нетрудно найти в интернете.
это:

Выбленочный узел - им удобно привязывают кранцы

Беседочный узел, или булинь - самый морской узел. Когда сухопутные говорят "морской узел", то обычно имеют в виду именно его. Этот узел вяжется тогда, когда нужна надежная петля (наприме, чтобы привязать джип в трактору).

Простой штык, штык со шлагом - это узлы для швартовки.

Прямой узел

Рифовый узел - это узел "на один бантик", разновидность прямого узла.
Знание этих несложных узлов пригодиться вам не только в море, но и не раз выручит вас в обычной жизни. Если у вас не получается выучить эти узлы самостоятельно, не переживайте - на борту мы обязательно научимся вязать эти и другие узлы.
также для начинающих яхтсменов
Видеоуроки яхтинга
Учебное видео. Вооружение парусной яхты - рангоут, такелаж и паруса
Учебное видео. Поворот оверштаг
Работа на лебедке
Как завязать беседочный узел
Смотрите также
учебные материалы, интересные статьи и отчеты о походах
Смотрите также
учебные материалы, интересные статьи и отчеты о походах
Ближайшие мероприятия
парусные экспедиции, регаты, учебные походы
Ближайшие мероприятия
парусные экспедиции, регаты, учебные походы